IV Всероссийский съезд Коалиции киоскеров. Выступление Президента Коалиции киоскеров Владлена Максимова


26 Октября 2015
 IV  Всероссийский съезд Коалиции киоскеров. Выступление Президента Коалиции киоскеров Владлена Максимова
Коллеги, доброе утро! 

Хочу поприветствовать делегатов съезда, всех наших гостей и журналистов, которые освещают наше мероприятие. Отдельные слова благодарности в адрес Сбербанка, на площадке которого мы сегодня собрались, и лично вице-президента по МБ Андрея Шарова.  

Дорогие друзья!  На сегодня мы с вами прошли уже немалый путь, и то, что у нас проходит сегодня IV-й по счету съезд, и это не считая других наших крупных мероприятий, о многом говорит.  
Сегодня мы с вами оказались, волей судьбы, в роли Кассандры, которая, как известно, все предсказывала, и все ее предсказания сбывались, но, во-1-х, ей никто не верил, и во-2-х, каждый раз никто не помнил того, что конкретно она предсказала. Таково было проклятие богов. Нас, вроде, олимпийские боги не проклинали, но именно мы с вами говорили и писали о том, что как только в стране начнется кризис, малая торговля, будучи в упадочном, дегенеративном состоянии, под постоянным прессом, не сможет выполнить той миссии, которую она призвана выполнять, а именно продвижения отечественной продукции. В первую очередь – продовольствия.
 
Регулирующие эту сферу чиновники долгие годы отказывались понимать, что МТБ выполняет УНИКАЛЬНУЮ, я подчеркну это слово – уникальную функцию товаропроводящей сети для малых же производителей. Да, малая торговля реализует и другие товары, в том числе и подакцизные, но это не меняет сути сказанного. 

На разных пафосных форумах мы годами не уставали твердить, что нужно поддерживать исключительно производителя, а еще лучше – полумифический малый, микро и, не знаю, нано-бизнес в сфере высоких технологий. Но снова и снова выяснялось, что простой человек, не обладающий какими-то выдающимися способностями или особыми возможностями, может реально начать свой бизнес с нуля в основном в трех сферах: в торговле, общепите и сфере услуг, а вовсе не в области квантовых систем. Но, самое главное, выяснилось, что без малой торговли категорически не может существовать малое производство.  

Господствовавшая концепция «сети наше все» подразумевала, что если производитель не смог войти в федеральные сети, то его бизнес не состоялся и его неминуемо ждет разорение. Да даже и до сих пор на совещаниях, подчас на очень высоком уровне, всерьез обсуждается, как бы так придумать, чтобы крупный ритейл работал с мелкими производителями. Федеральные сети, со своей стороны, тоже вынуждены играть в эту игру и бодро рапортовать, какого фермера в каком магазине они у себя поставили. Но, послушайте, не надо иметь диплома МВА, чтобы понимать, как и с кем работает крупная сеть. Она экономически заточена под максимальные партии товара по минимальным ценам. Если Ашан вступает в переговоры об условиях реализации 2 тонн колбасы или 500 пар валенок, изготовленных индивидуальным предпринимателем, то это уже не Ашан, а что-то другое. 

***
Ситуация, в которой мы сегодня живем, сложная, но не безнадежная. 
Я хотел бы коротко остановиться на наших партнерах и единомышленниках. Ну, про ОПОРУ России я долго говорить не буду: мы ее члены, Сергей Ренатович Борисов, ее основатель и председатель Попечительского совета, сегодня здесь, с нами, хотя он сегодня и улетает. Президент ОПОРЫ Александр Калинин сегодня тоже улетает в командировку, но тоже будет здесь, чуть попозже. 
Что касается профильного федерального регулятора, Минпромторга, то там новая команда впервые с истории новой России сформулировала государственную политику в сфере малой торговли, и это событие трудно переоценить. 
Отдельная благодарность Виктор Леонидович, вам. 
Все, что вы с коллегами делаете, не проходит даром. Внимание федерального центра видят и региональные власти. Во многих регионах политика местных властей по отношению к малой торговле ощутимо улучшилась. (О ситуации в регионах мы будем говорить, подводя итоги нашему с ОПОРой рейтингу МТБ). В декабре 2014 года была принята новая Стратегия развития торговли. Была сформулирована идея обеспеченности территорий разными торговыми форматами. Подход, что нас интересует общий метраж, а разбираться, сколько там в городе крупных ТЦ, а сколько семейных магазинов – мы не обязаны, навсегда, как я надеюсь, ушел в прошлое. В текущем году мы сами участвовали в разработке Минпромторгом поправок в закон о торговле, связанных с нестационарной и мобильной торговлей. (О важности НТО в условиях отсутствия в российских городах подходящих помещений я повторяться здесь не буду). Мы поддерживаем этот законопроект и считаем его очень важным.
Мы конструктивно сотрудничаем с Минсельхозом, с ФАСом,  с Роспотребнадзором, с другими федеральными органами. 
Отдельно хотел отметить Андрея Даниленко. Мы общались с ним в статусе руководителя  Союза производителей молока, и там он, сам вроде бы представляя крупный бизнес, всегда поддерживал МТФ. Назначение Андрея год назад бизнес-омбутсменом по торговле стало очевидной удачей, открыв новый канал воздействия на властные органы. 

***
Что нами сделано за прошедшие два года? Среди крупнейших мероприятий – международный саммит «Факторы устойчивого развития малого торгового бизнеса» год назад, многие из вас принимали в нем участие. А из последних – выставка «Мобильная торговля и фудтраки» в рамках Недели импортозамещения, совместно с Минпромторгом, в прошлом месяце. Без всякого преувеличения можно сказать, что такая выставка проводилась впервые; впечатление было самое феерическое. У нас был председатель правительства, вице-премьер Дворкович; министр торговли провел больше часа (коллеги не дадут соврать), министры московского, подмосковного правительств, коллеги из регионов. Мне очень, очень хочется надеяться, что выставка дала важный импульс внедрению мобильной торговли и мобильного питания. Люди, принимающие решения, увидели, что все это современно, красиво, функционально. Мы очень ждем закона, регулирующего мобильную торговлю. 
***
Теперь коротко по ключевым проблемам. 
Разочарованием этого года стал апрельский Госсовет, посвященный развитию малого и среднего предпринимательства в России. Несмотря на бесчисленные обращения в администрацию президента со стороны предпринимателей и бизнес-сообществ, проблема нестационарной торговли так и не вошла в повестку дня и в итоговый доклад. Хотя, по признанию Владимира Груздева, готовившего доклад, именно этот пункт вызвал наиболее острую дискуссию при подготовке. Но, якобы, проблемы Москвы не являются общероссийскими. На самом деле проблема размещения НТО волнует самые разные регионы, и уж точно все крупные города, мы с вами прекрасно об этом знаем. Я убежден, что это была глубокая, системная ошибка. Местным и региональным властям безо всякого обсуждения был дан глубоко неверный, дестабилизирующий сигнал. 

Теперь, собственно, и о Москве. Понятно, что мы не можем разделить многое, что делается в городе в области малой торговли, и мы прямо и в глаза говорим об этом московскому руководству. Но в последние полгода начался диалог, и это, на мой взгляд, очень важно. Сегодня коллеги приехали на наш съезд, вот Иван Зубцов здесь; на выставку в сентябре приезжал глава департамента. Кстати, если говорить о мобильной торговле, сейчас между московской властью и Минпромторгом предпринимаются попытки сблизить позиции по законопроекту. В конце месяца Мэр Москвы вместе с министром совместно планируют посмотреть торговые автомобили. Мы тоже вместе обсуждаем, как это могло бы быть. Это очевидный пример диалога, но, конечно, хотелось бы, чтобы он вылился в формальные закрепления прав и возможностей нам с вами развиваться.

В области реализации подакцизных товаров. Главным событием последних месяцев стал законопроект депутатов Госдумы Туманова и Шурчанова, разрешающий торговлю табаком в киосках печати. Мы поддерживаем этот законопроект, тем более что он находится в русле общемирового тренда. Идею эту, кстати, поддержал и президент на встрече с главными редакторами в апреле. Вот, Андрей Туманов сегодня у нас в гостях, думаю, он коротко расскажет о своей инициативе. 
Но есть и другие, противоположные идеи. Сенатор Чернышев внес, уже не в первый раз, дискриминирующий малую торговлю проект. На сей раз речь идет об установлении минимального расстояния от товара до кассового аппарата. Учитывая запрет выкладки, в маленьком магазине или, тем более, в павильоне, это практически невозможно сделать.  
Совсем недавно появился самарский законопроект, запрещающий продавать табак в магазинах менее 25 кв. метров, а в сельской местности – менее 10.  Оба законопроекта откровенно направлены против малого бизнеса; в самарском об этом вообще говорится прямым текстом. Мы категорически против всех подобных инициатив.  

Ну и, наконец, о поправках в закон о торговле группы депутатов во главе с Яровой. У нас на глазах разыгралось нешуточное сражение между крупными поставщиками и крупными же ритейлерами за сроки оплаты, ретробонусы, условия продвижения товара, не законченное до сих пор.  
Это, безусловно, не наша война, но мы не поддерживаем идею жесткого  регулировании сетевого ритейла. Во-1-х, в этом противостоянии все отнюдь не однозначно, и крупные поставщики, оказываясь монополистами, точно также склонны выкручивать руки своим контрагентам, малым и средним предпринимателям. А во-2-х, это регулирование, по логике своего развития, с уже сейчас декларируемыми идеями вроде максимальной розничной наценки, указания в ценнике оптовой цены, отнюдь не ограничится бизнесом крупным. А когда гопники с бюджетным, по сути, финансированием придут терроризировать малую торговлю, то большой вопрос, хватит ли сил у кого-то за нас заступиться. 
По моему глубокому убеждению, здесь нужно развивать саморегулирование, включающее одновременно крупный, средний и малый ритейл и поставщиков: производителей и импортеров, создавать универсальные внутренние правила.

Дорогие друзья, позвольте мне на этом закончить. Еще раз огромное спасибо всем, кто к нам сегодня приехал!


Возврат к списку