«Мой водитель, толковый парень, мне говорил…»


13 Ноября 2012

Владлен Максимов.jpg

В истории с ограничением ассортимента киосков и малых магазинов прояснилась одна удивительная подробность. Из личного неформального общения с рядом чиновников, а также из рассказов симпатизирующих малому бизнесу людей в аппарате правительства, выяснилось, что в Белом доме прекрасно понимают последствия запрета продажи пива и сигарет для киосков. К рассуждениям Минздава про «перепрофилирование» и тому подобным мало имеющим отношения к реальности рецептам здесь относятся с вполне понятной иронией.

Печально, однако, не это, а другое. Очень многие чиновники, в том числе крупные – в Белом доме и, возможно, в администрации Президента – отчего-то уверены, что киоски в России держат в основном иностранцы из Средней Азии и Закавказья, и работают в них главным образом тоже иностранцы.

Мне говорили об этом самые разные люди, причем источник своей – и начальства – уверенности никто из них объяснить не мог. «Ну, это же, в общем, всем известно», - таков был примерно их лейтмотив. В русле представления о том, что киоски в Российской Федерации кормят иностранцев и являются мощной базой для нелегальной рабочей силы, не выглядит странным не слишком, мягко сказать, сильная обеспокоенность власти грядущей судьбой этих самых киосков.

Я искренне попытался понять, откуда у больших людей в правительстве Российской Федерации возникло такое убеждение. Сами они вряд ли что-либо покупают в киосках, как и вообще вряд ли ходят в магазины. Что-то, наверное, могут рассказать родственники, помощники. Но откуда у них-то такое ощущение?

Если спросить меня, участника разработок всяких концепций, связанных с нестационарной торговлей, руководителя профильной комиссии ОПОРЫ России, каков этнический состав владельцев палаток – я вряд ли даже приблизительно смогу ответить на этот вопрос. Таких данных не существует. Я знаю, что много киосков «овощи-фрукты» принадлежит азербайджанцам: этот народ традиционно занимается этим бизнесом. Но палаток с овощами и фруктами не так и много в общей массе.

В любом случае, речь идет о Москве – только по ней люди, имеющие отношение к правительству, могут судить о ситуации. А Москва, как мы прекрасно знаем – далеко не вся Россия. Достаточно сказать, что только в Москве существует полноценная массовая специализация нестационарной торговли.

Можно спорить, сколько процентов киосков в Москве принадлежит иностранцам (хотя не будем забывать, что многие из них, те же самые азербайджанцы – уже получили российское гражданство). Но в провинции-то ситуация точно другая. Я за последние годы побывал во многих регионах. В лица владельцев киосков с особым пристрастием не вглядывался, в паспорта – тем более, но ощущение, что основная масса предпринимателей в этом бизнесе – местные уроженцы, у меня сложилось однозначное.

Что касается работников-иностранцев, то, рассуждая логически, несложно понять, что работать он может только у своего земляка. Работа с деньгами – это не труд на стройке; а как полиция ищет исчезнувших с выручкой продавцов – хорошо известно. Шансы же найти пропавшего (и вдобавок не оформленного официально, ибо это невозможно по закону) продавца - гражданина Таджикистана или Узбекистана заведомо почти равны нулю.

Короче говоря, перед нами – если не миф, то заблуждение. Я не хочу искать тут теории заговора, выискивая руку неведомых лоббистов. Так нередко бывает в жизни. Есть в чем-то уверенность, которая прочно подкрепляется уверенностью соседа по кабинету на этаже и еще шофера, неисчерпаемого кладезя знаний «о жизни народной». А на самом деле – это фантом, миф.

Когда вы, предприниматели, встречаетесь с чиновниками, депутатами – важно все это объяснять. Рассказывать, кто работает у вас; а может, и приводить своих сотрудников, показывать их. Важно начинать разговор на эту тему первыми, демонстрируя, что вас знакомо это заблуждение; сами с вами об этом могут и не заговорить.

В любом случае, речь идет о киосках. И рассказанный феномен никак не объясняет того, что под каток последней законодательной инициативы – о табаке – попали крупные нестационарные модули и малые стационарные магазины. Может, там тоже засели иностранцы?

Президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов


Возврат к списку