Когда свой бизнес слаще корпоративной культуры


1 Мая 2013
Когда свой бизнес слаще корпоративной культуры

Сергей Захаров – феномен предпринимательского сообщества. Он открыл свой магазин «Хариус-Хаус» на «Соколе» всего 4 месяца назад, но уже успел обрести популярность среди покупателей. В ассортименте свежая, копченая и вяленая сибирская рыба, доставленная прямо с крайнего Севера – омуль, муксун, сиг, пелядь. Названия многим не знакомы, но владелец магазина и не стремится копировать товарную линейку любого супермаркета. Цель Сергея – предоставить покупателю возможность приобрести уникальный, действительно качественный и полезный продукт, который большинству москвичей не доводилось и пробовать.

На фоне общей нестабильности в сфере малого бизнеса, яркий пример Сергея Захарова казалось бы, должен вселить в отчаявшихся предпринимателей надежду на лучшее. Однако буквально перед нашим интервью выяснилось, что полюбившийся многим магазин вскоре исчезнет – строение, в котором Сергей арендует помещение, подлежит немедленному сносу. Получится ли сохранить бизнес и открыть магазин в другом месте – Сергей пока не знает, но настроен довольно позитивно.

- Сергей, насколько мне известно, до того как открыть магазин, Вы работали в иностранной компании. Почему решили уйти из корпорации, и как пришла идея начать свой бизнес?

- Наверное, каждого человека, работающего в иностранной компании, посещает мысль о том, что все надоедает: труд «на дядю», отсутствие свободы, вечные пробки, корпоративная культура, которая тоже в какой-то момент приедается. Эта мысль, наверное, приходит многим, но мало кто решается на резкие шаги к переменам. Понятное дело – на протяжении многих лет строишь карьеру, делаешь все для своего роста, развития, выслуживаешься до повышения зарплаты. Сделать шаг в сторону, даже вниз – на уровень начала построения карьеры – это очень сложно и рискованно, и мало кто осмеливается его сделать.

Но я человек наверное решительный, и после того как понял, что корпоративная жизнь приелась, надоела, я перешел к активным действиям. Под лежачий камень вода не течет – вот и всё. Если ничего не начнешь делать, то ничего никогда и не произойдет, так и будешь всегда не доволен своей карьере и этой культуре.

- А каково это чисто психологически перестроиться с корпоративной службы на свой бизнес? Насколько Вам сейчас эмоционально комфортнее?

- С точки зрения эмоций, конечно, это намного проще. Когда ты уходишь с работы, у тебя есть какое-то облегчение. Это же не так, что 1-го числа ты уволился, а 2-го ты уже начал свое дело. Все равно есть какой-то перерыв, большой такой выходной, в который ты начинаешь потихонечку что-то собирать. Поэтому от корпоративной работы я очень хорошо отдохнул, отвык и постепенно начал погружаться в свое дело. Все это произошло постепенно, а потом появились азарт, совершенно другая мотивация. Идешь ты на работу с другой мотивацией, устаешь ты на этой работе по-другому, и для себя ты все тоже иначе делаешь.

IMG_7764.JPG

IMG_7775.JPG

- А почему решили специализироваться именно на продаже северной рыбы?

- Идея с рыбой возникла довольно случайно. Я был в командировке на дальнем Севере, там и попробовал эту рыбу, очень понравилась. Потом так получилось, что в кругу моих знакомых оказались ребята с крайнего Севера, в частности из Якутска. Они много рассказывали про то, что там водится хорошая рыба, а на одном дне рождения угостили строганиной. И вот с того момента начал зарождаться интерес. Тогда это еще даже идеей не было. Просто понравилось – классная рыба и всё. Попытался найти в Москве – не смог, а из того, что нашел – жуткое качество и высокая цена.

Тем не менее, я продолжал работать наемником, но постепенно начал переходить к активным действиям, мысль оформилась в идею бизнеса, я дал ей ходу, и открыл магазин.

- Тяжело было клиентов найти в самом начале? Кто были самыми первыми покупателями?

- Самые первые клиенты – это друзья, среди которых я дал о себе знать. Они, конечно, поддержали, за что им большое спасибо – первые несколько недель я держался, можно сказать, только на друзьях. Потом пошли прохожие, пошел трафик какой-то, пошли местные жители, начал вешать объявления в интернете. И постепенно обо мне стала узнавать вся Москва: появились публикации в журналах, газетах, ролики по телевидению – это все как снежный ком начало нарастать. И вот, спустя 4 месяца, я, наконец, могу позволить себе продавца, ведь все это время я сам стоял за прилавком без выходных.

IMG_7756.JPG

IMG_7772.JPG

- Говорят, что свой бизнес сейчас открыть очень сложно не только из-за больших материальных вложений, но и из-за всяческих бюрократических проволочек. Много ли времени ушло на то, чтобы зарегистрироваться, тяжело ли было в плане оформления?

- Про свой бизнес я бы так сказал: ничего особо сложного не было. Все-таки есть какие-то новые движения от правительства и профильных органов по упрощению различных процедур. Так что на подготовительном этапе я никаких особо сложностей не испытал. Вначале регистрируешься, затем – в Роспотребнадзор, идешь по другим инстанциям, все узнаешь, и все получается более-менее. Это же бизнес маленького масштаба, поэтому здесь я большой бюрократии не встретил. Не встретил и такого, чтобы надо было к кому-то подходить и что-то тихо давать.

- Есть ли вероятность, что вы вернетесь на работу под чьим-то руководством? Или свое дело настолько затянуло, что в корпорацию вас не заманить ни под каким соусом?

- Да, затянуло, совершенно верно. Я почувствовал глоток свободы и не знаю, что должно произойти, чтобы я вернулся обратно. Да и там я, наверное, уже не нужен. Если сейчас нам побеседовать с профессиональным HR-специалистом, он наверняка скажет, что ты нам уже не нужен. Ты можешь быть трижды профессионалом, но ты уже не наемник, вот и все. Да и я вряд ли смогу перестроиться обратно. Хотя зарекаться тоже не буду, потому что всякое может произойти. Одной идеей сыт не будешь, нужно кормить семью.

Вот пару дней назад, 27 апреля, я узнал, что строение, в котором я арендую торговое место, собираются сносить. Первоначально дали пару недель на то, чтобы разобраться со своим помещением, найти какой-то выход. Сегодня внезапно выяснилось, что на сборы осталось два дня, после чего строение обесточат. А для меня, собственно, отсутствие электричества – это погибель, потому что в холодильниках скоропортящийся продукт. Я же продаю не какие-нибудь там ведра и швабры.

IMG_7769.JPG

- А почему сносят, объяснили?

- Демонтаж производится согласно постановлению Правительства Москвы, по инициативе Собянина. Вроде бы незаконное сооружение – я ж не знаю, я не хозяин этого помещения. Пришел владелец и сказал: такая вот неприятная новость, собирай вещи. Переезжать мне сейчас некуда, потому что к этому я не готовился, я маленький юный предприниматель. Соломки подстелить я себе никуда не успел, но как-то буду выкручиваться. Буду подключать и друзей, и старых клиентов, просить о помощи. У меня ведь тоже есть долги – в товаре заложены деньги, мне нужно рассчитаться за эти поставки. Собственно, нужно возвращать деньги, и очень быстро, потому что через два дня весь товар придет в негодность. Никакой альтернативы мне, естественно, не предложили.

- Сергей, спасибо Вам большое за ответы. Надеемся, что ситуация разрешится в лучшую сторону. Удачи Вам!

- Спасибо!

Беседовала Анна Полякова


Возврат к списку