Бизнес-плен. Вся правдаPRO то, как тюменские власти с «Мельницей» воевали


20 Января 2017
Бизнес-плен. Вся правдаPRO то, как тюменские власти с «Мельницей» воевали
Киоски со свежей выпечкой, хлебом и горячими напитками под брендом «Мельница» появились в Тюмени в 2015 году, а с 1 января 2017 года сеть закрыла розничную торговлю и прекращает свою деятельность на территории города. Главной причиной сворачивания бизнеса генеральный директор ГК «Мельница-Тюмень» Сергей Курочкин называет экономическую невыгодность проекта. Однако за полтора года фактической работы сеть медленно, но верно развивалась, установив 27 киосков по всему городу, обеспечив около 100 человек рабочими местами. За квартал в казну города от «Метелицы» поступало около миллиона рублей налогами. Так почему невыгодно торговать горячим кофе и пирожками в Тюмени?

Киоски с мороженым, прессой, продуктами питания – все они являются нестационарными торговыми объектами. Если предприниматель делает все по закону, то заключает договор аренды участка, на котором базируется точка розничной торговли. До 2017 года муниципальная земля уходила киоскерам по договору аренды на 11 месяцев, деловые отношения спокойно пролонгировались, особых проблем не возникало.

Для статистики, в Тюмени с населением в 720 тыс. человек в схеме размещения киосков числится всего 505 нестационарных торговых объектов. Это ничтожно мало по сравнению с остальными городами РФ. Например, в том же Кургане, с населением 230 тыс., располагается порядка 400 малых торговых форматов.

При столь незначительном присутствии киосков среди розничной торговли, местные чиновники находят законные основания закрывать и те, что были установлены в соответствии с законом. Сначала снесли 70 объектов, теперь очередь за 230, которые официально присутствуют в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Причину таких действий властей координатор  Российской Коалиции киоскеров по Тюменской области Владимир Панов видит в требовании федерального закона об автомобильных дорогах. Однако трактуют закон все субъекты на свое усмотрение.

-В самом законе нет четкого понимания. Я задавал этот вопрос на саммите киоскеров представителям Минпромторга. Они ответили, что по замыслу речь идет о стационарных объектах, которые всегда запрещали устанавливать в полосе отвода. Речь идет о прилегающей территории к автомобильным дорогам. Там запрещено размещать объекты, кроме специализированных – дорожного сервиса. Во всех регионах понимают, что речь идет о стационарных объектах, но в Тюмени под снос попадают все, — комментирует Панов.

В 2015 году появились рекомендации Минпромторга о порядке размещения нестационарных торговых объектов, там прописан четкий, исчерпывающий перечень тех причин, по которым можно снести киоски: неведение деятельности, неоплаченная аренда и самовольное увеличение площади объекта более, чем на 10%. Эти рекомендации как раз помогали избежать иной трактовки закона. Однако в Тюмени чиновники подошли к исполнению закона весьма тщательно.

Взять, например, киоски сети «Мельница». С момента появления компании в Тюмени и до закрытия директор больше сил тратил не на развитие бизнеса, а на установку, узаконивание и передвижение фирменных киосков. Почему-то яркие ларьки с пирожками вызвали нескрываемый интерес у чиновников.

- Кулуарно, в личных беседах, многие сотрудники различных ведомств, с которыми нам приходилось контактировать, говорили, что пристальное внимание уделяется развитию именно нашей сети. Те же представители кадастровой палаты говорили, что запросы по данным объектам идут именно от департамента потребительского рынка. Грубо говоря, в какой-то другой местности, эти запросы не инициируются, а у нас да, — сообщает Курочкин.

Стоит заметить, что федеральная сеть стрит-фуда «Мельница» довольно успешно функционирует в нескольких городах России: Брянск, Псков, Великий Новгород, Калуга, Санкт-Петербург и другие. Там проблемы перед предпринимателями встают исключительно рабочего характера, будь то высокая конкуренция в северной столице или несвоевременное разрешение от надзорных органов, но в Тюмени установка каждого киоска сопровождалась неимоверными усилиями, рассказывает Сергей Курочкин.

- Процесс с киосками был достаточно драматичным. Когда мы решили открыть сеть в Тюмени, из семи предложенных киосков только 2 соответствовали стандартам,  на улицах Одесская и Ткацкий проезд. Чтобы их реанимировать, мы потратили уйму времени и средств. Только к электричеству подключались полгода. Впоследствии нам удалось получить еще 2 места от администрации. Одно было из ранее существовавших, а второе — легендарное место – одно из двух предоставленных тюменским правительством под нестационарный объект за весь 2015 год! И вот одно из двух досталось нам, по адресу Шаимский проезд, 11, — говорит генеральный директор ГК «Мельница-Тюмень».

Из 27 киосков «Мельницы» только 4 были в аренде у города, остальные стояли на частной территории. Однако тюменские чиновники и здесь нашли лазейку, точнее законное основание для выселения «приезжих».

Кадастровая палата инициировала проверку целевого назначения использования частной территории, на которой располагались киоски. Когда жильцы многоквартирного дома получают кадастровый паспорт на придомовую территорию, никому не приходит в голову указать в целевом назначении размещение объектов соцкультбыта, мелкой торговли. Поэтому чиновники выписывают штраф ТСЖ или управляющей компании, если у них стоит киоск, за нецелевое использование земли.

Сергей Курочкин, гендиректор «Мельница-Тюмень» на личном опыте испытал действие закона. Но даже в таких условиях, он считает, что нет особых трудностей внести изменения в кадастровый паспорт, вот только не все владельцы готовы это делать после того, как власти «пригрозили им пальцем».

«Например, УК «Юг» сказала, ой, нет, мы не будем бороться, убирайте свои киоски. А вот управляющая компания по Республики, 90, наоборот ссылалась на решение жильцов, которые проголосовали за, не считает себя виноватой. В их случае кадастровая палата забуксовала. При этом на Пермякова, 52, например, наложили штраф 110 тыс. рублей за нецелевое использование земли. Хорошо, что там было три киоска: мы, мороженое и пресса. Соответственно, УК переложила этот штраф на арендную плату. Интересный момент, штраф не выставляется более одного раза в год. Мы подумали, зачем уходить? Лучше забрать штраф себе в арендную плату и работать целый год. А там, если понравится, еще раз заплатим. Кстати, там как раз решили внести изменения в целевое назначение земли. Возникает вопрос, когда мы говорим о взаимодействии с властями, что городу важнее? Оштрафовать, ликвидировать киоск или принять решение и обязать держателей земли внести изменения в  целевое назначение»?

У Владимира Панова есть своя версия ответа на вопрос предпринимателя:

«Как у нас заявляют отдельные чиновники: мы просто исполняем законодательство. Такое ощущение, что они специально выискивают какие-то нормы и причины, за которые можно зацепиться, чтобы снести, а потом, прикрываясь этими лозунгами, исполняют решения. Им во время кризиса заняться больше нечем? Может, нашим чиновникам нужно изобразить бурную деятельность, а по-другому  не  получается? Та же шаурма. Много лет в разных странах ее делают и покупают, в чем проблема? Почему у нас ополчились против этого? Если есть претензии к конкретным производителям, проверяйте, контролируйте. У нас нет проблем с наличием контролирующих служб. Напротив, у нас масса проверяющих».

Что касается проверок и соответствия стандартам, то «Мельница» как раз служила образцом. Предприятие не только вовремя платило налоги, официально трудоустраивало пенсионеров, выплачивая «белую» зарплату, но и старалось узаконить отношения с администрацией. Планировали развивать сеть, предоставляя жителям новые рабочие места.

Однако на все запросы «Мельницы» соответствующие департаменты лаконично отвечали: «Вы нам зачем? У нас на улице нет голодающих».

Если такая позиция городских властей ставит в тупик предпринимателя — Сергей Курочкин делает вывод, что чиновники просто некомпетентны, то председатель ассоциации малых и микропредприятий Тюмени Владимир Панов видит проблему гораздо шире.

«Если углубиться в историю, мы увидим, что у нас изначально были созданы трудности для муниципальных арендаторов. 2 года назад увеличили в 2,5 раза муниципальную аренду. Сейчас создали такие условия, что договоры для муниципальных арендаторов будут продлеваться только через процедуру аукциона, если ты не попадаешь в приоритетные виды деятельности. Как правило, большинство не попадает, потому что это торговля».

Следующим шагом стал запрет на перевод в нежилое. Чиновники трактуют новшество как заботу о потребителе: собственник должен обеспечить посетителей парковочными местами. Предприниматели разводят руками, выполнить условие в наших реалиях невозможно.  «Ни в одном другом городе нет такого! То есть люди переводят в нежилое, используют свое право, гарантированное законодательством».

-Я убежден, как и многие предприниматели, что все это делается в интересах крупных торговых центров, аффилированных с нашей властью, которые в период кризиса теряют арендаторов. Чтобы как-то привлечь арендаторов в свои торговые центры, власти используют изуверские методы. Сокращается возможность самостоятельного бизнеса. Откуда на самом деле дует ветер, сказать сложно. Не удивлюсь, если с самого верха, и наши чиновники здесь просто исполнители, — говорит Панов.

Ветер у нас зачастую дует из Москвы. После «ночи длинных ковшей» власти выделили предпринимателям несколько десятков киосков взамен снесенных тысяч. Выставленные на аукцион объекты нестационарной торговли сначала пользовались большим спросом, на деле же стали убыточными.

-Всем же понятно, что это не какой-то конкретный тюменский чиновник принял такое решение, а есть некая политическая воля. Насколько успешной будет борьба с этим явлением, говорить сложно. Все в пример приводят Москву с ее ликвидацией киосков. Но как вообще можно сравнивать нас со столицей? Какой бюджет у них, какой у нас, самого лучшего города на земле. Может, не стоит бежать за Москвой? У них там надземные поезда делают, — размышляет предприниматель Курочкин.

Позиция учредителя «Метелицы» проста и понятна: зачем идти против течения, если можно плыть по нему и зарабатывать деньги? Отсюда возникает вопрос к городским властям: зачем противодействовать предпринимателям, если содействие малому и среднему бизнесу у нас в приоритете?

Директор департамента потребительского рынка администрации города Тюмени Елена Еремина отмечает, что «Мельница» не только нарушала закон, размещая свои ларьки, но более того, подвергала здоровье горожан опасности. По словам Ереминой, отсутствие индивидуальной упаковки и маркировки на пирогах, а также самовольный захват муниципальной земли стали причиной больших штрафов и последующего закрытия сети.

На что директор «Мельница-Тюмень» замечает, что Еремина сама давала разрешения на 4 киоска, но, видимо, забыла.

Можно долго дискутировать на тему нужности и внешнего вида киосков в Тюмени. На деле же все решает окупаемость: если жителям не нужен ларек, то хозяева не станут работать в убыток себе. Внешний же вид всегда можно улучшить как раз с помощью гуманных законов.  Здесь возникает другой вопрос: до каких пор тюменцам будут мешать самостоятельно зарабатывать деньги.

При сложившейся тенденции и окончании в 2017 году действия схемы размещения нестационарных объектов, всем предпринимателям грозит снос киосков. Если соседний Курган просто продляет действие схемы, то у нас для этого приходится обращаться к омбудсмену. Сумеет ли Лариса Невидайло отстоять интересы более двухсот предпринимателей или их постигнет участь «Мельницы», пока не знает никто. Но оптимизма у тюменских киоскеров уже не наблюдается.


Источник: ТюменьPRO

Возврат к списку