ФАС завернула проект запрета на продажу сигарет рождённым после 2015 года


19 Января 2017

ФАС выступила против Концепции борьбы с курением. По мнению антимонопольного ведомства, радикальные предложения Минздрава требуют дополнительной проработки.

Федеральная антимонопольная служба не поддержала проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы. Об этом говорится в имеющемся в распоряжении Лайфа письме ведомства в Минздрав.

Как сообщает замглавы ФАС Андрей Кашеваров в отзыве, направленном в Минздрав (есть в распоряжении редакции), проект Антитабачной концепции не может быть согласован в представленной редакции и требует доработки с учётом мнения представителей бизнеса.

— Указанный вопрос требует тщательной и комплексной проработки всех заинтересованных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества с учётом возможных рисков и принимая во внимание текущую сложную экономическую обстановку, — добавляет он в ответе.

Антитабачная концепция Минздрава вызвала широкий общественный резонанс после того, как стало известно, что один из её пунктов предусматривает запрет на продажу табачных изделий гражданам, родившимся после 2015 года. В концепции прописан и предполагаемый срок вступления в силу данного предложения — 2033 год.

В Концепции осуществления госполитики противодействия потребления табака на 2017–2022 гг. и дальнейшую перспективу Минздрав предупреждал, что показатели распространённости потребления табака остаются в России катастрофически высокими.

— Потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением, в среднем составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года, — сообщал Минздрав. По его оценкам, курение и вызванная им смертность приводит к упущенной выгоде в размере около 2% ВВП в производстве.

В случае реализации антитабачных мер, прописанных в концепции, Минздрав прогнозирует снижение распространения курения табака среди россиян на 5–8% к 2022 году.

Кроме уже упоминаемого запрета на продажу курения гражданам, родившимся после 2015 года, ведомство также предлагает:

1. Увеличить акцизы в 2020 году до уровня 4400 рублей за 1000 штук + 13,5% от расчётной стоимости (исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 6000 рублей за 1000 шт.). Для сравнения — в 2017 году ставки составят 1562 рублей за тысячу штук + 14,5%.

2. Приравнивание электронных сигарет к обычным в области законодательного урегулирования.

3. Расширение перечня мест, где будет запрещено курение: полный запрет на потребление табака планируется ввести в коммунальных квартирах, на остановках и во всех видах общественного транспорта, в личном транспортном средстве в присутствии детей, в подземных и надземных пешеходных переходах.

4. Запрет на курение в присутствии лиц, возражающих против употребления табака, вне зависимости от типа помещения.

5. Увеличение рабочего дня курильщика пропорционально времени, потраченному на перерывы из-за сигарет.

Авторы концепции также предлагают ввести экологический налог на сигареты с 2018 года. Его ставка не уточняется. В проекте концепции отмечается, что ВОЗ рекомендует увеличивать акцизы на табачные изделия до 70% от их розничной цены. К слову, в России в 2016 году этот показатель был только 41%. С 2017-го авторы предлагают ввести налог на розничную продажу обычных и электронных сигарет в размере 10 процентов.

Разработанный документ разослали в Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, Минкультуры, ФТС и другие ведомства.

Необоснованная жестокость?

Представители отрасли и эксперты отмечают жесткость предлагаемого документа и выражают опасения, что его реализация без корректировок может иметь вовсе не тот эффект, о котором мечтают разработчики.

— Мы не имели возможности детально изучить данный документ, поскольку он не вынесен на публичное обсуждение. Насколько мы можем судить по сообщениям СМИ, многие предложения данной концепции слишком радикальные и не учитывают интересов потребителей и государства. Предложенные Минздравом меры могут серьёзно повлиять на потребителей, законопослушных производителей и ретейлеров, а также сказаться на доходах государственного бюджета, — сказала Лайфу директор по внешнекорпоративным связям "БАТ Россия" Яна Гуськова. — Поэтому, на наш взгляд, необходимо провести независимую всестороннюю оценку регулирующего воздействия этих предложений. Например, в отношении электронных сигарет ограничения и запреты неприемлемы без убедительных научных данных. Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не ограничивать её.

Эксперты также предполагают, что риски, которые несёт в себе концепция, могут вызвать рост серого рынка табака.

— В целом концепция опережает реалии. С учётом динамики доходов населения, которые снижаются уже два года, она может простимулировать спрос на нелегальную табачную продукцию. Минздрав хочет сэкономить на бюджетных расходах, уменьшить выбытие трудоспособного населения, но в какой-то момент всё это может привести к росту серого рынка табака, — сказал Лайфу эксперт инвестиционной компании ФИНАМ Тимур Нигматуллин.

По его мнению, важно не перегнуть палку, чтобы не стимулировать нелегальное потребление. При этом эксперт уверен, что борьба с табакокурением окупается снижением бюджетных расходов, связанных с лечением заболеваний, возникающих из-за употребления табака, а самое главное — она помогает экономическому росту.

— В условиях сложной демографии, старения населения в России, есть проблема "выбытия" населения трудоспособного возраста из-за болезней, вызываемых табакокурением. В таких условиях ускорить экономический рост очень сложно, потому что придётся наращивать темпы роста ВВП на душу населения гораздо большими темпами. Поэтому необходимо сокращать выбытие населения, и борьба с табакокурением — это важный элемент стимулирования экономического роста, — сказал Лайфу Тимур Нигматуллин.


Источник: Русский табак


Возврат к списку