Минпромторг выступил за развитие многоформатной торговли
20 Марта 2017
Минпромторг России выступает за развитие многоформатной торговли, в том числе нестационарной торговли и торговли на рынках и ярмарках, заявил замглавы министерства Виктор Евтухов на парламентских слушаниях в Госдуме.
"Одной из основных задач, которые мы ставим перед собой и которая важна сегодня и для государства, и для общества, это, безусловно, развитие многоформатной торговли. Только за счет увеличения каналов сбыта у нас могут развиваться производители различных форматов, различных товаров, увеличивается конкурентность, повышается доступность для потребителей различных категорий товаров", — сказал он.
В большей степени министерство намерено сосредоточиться на развитии малых форматов торговли. "Конечно, крупные и средние форматы торговли открывают возможности для многих, но, к сожалению, всем они помочь не могут, … особенно малым и даже средним сельхозтоваропроизводителям, да и не только сельхозтоваропроизводителям", — заметил замминистра.
Малые форматы торговли сегодня являются гарантированным стабильным каналом сбыта для тех, кто не может по каким-то причинам или не хочет работать с крупными торговыми форматами. И поэтому Минпромторгом был разработан и в 2016 году внесен в правительство РФ законопроект об организации нестационарной и развозной или, как ее еще называют, мобильной торговли.
О нестационарной торговле
Евтухов считает большой проблемой отсутствие единого правового регулирования в данной части, ведь нормы и правила устанавливаются в основном муниципалитетами, в меньшей степени актами субъектов РФ, которые существенно отличаются по своей сути. "Поэтому мы считаем, что необходимо сегодня установить общие принципы и правила представления новых мест для размещения нестационарных торговых объектов, закрепить упрощенный порядок использования мобильных торговых объектов (автомагазины, автокафе, иные виды)", — добавил он.
В законопроекте закладываются основные принципы и рамки регулирования нестационарной мобильной торговли на местах, в том числе безусловное сохранение бизнеса даже в случае изменения по различным причинам места нахождения объекта и возможность продления договора на размещение объекта на новый срок. "Для нас принятие законопроекта является очень важной задачей, и мы рассчитываем, что во втором квартале этот законопроект пройдет правительство, будет одобрен, и мы сможем предложить его на рассмотрение депутатов Госдумы", — сообщил замглавы Минпромторга.
О торговле на рынках и ярмарках
К другому формату торговли, который требует поддержки государства, Евтухов отнес ярмарки и розничные рынки. "У нас, к сожалению, сегодня требования к ведению деятельности на таких объектах и, прежде всего, на рынках, на наш взгляд избыточны. Хотя очень странно, Россия всегда обладала яркими хорошими рыночными традициями: рынок или ярмарка были всегда неотъемлемой частью любого маленького, среднего и большого города", — отметил замминистра.
Он напомнил, что доля рынков в обороте рыночной торговли снизилась с 2006 по 2016 год с 20% до 7%. "Если мы хотим, чтобы у нас развивался малый и средний бизнес в сельском хозяйстве нам необходимо создавать, в том числе рынки, ярмарки. Об этом заявляют все регионы, что это очень востребованный формат и необходимо давать такие возможности", — уверен замглавы Минпромторга. По его словам, в министерстве понимают, что ситуацию нужно менять для того, чтобы количество рынков и торговых мест на них не сокращалось, как это сейчас происходит, а, наоборот, увеличивалось, и на ярмарках в том числе.
Евтухов обратил внимание на наличие избыточных требований, прежде всего к управляющим компаниям, которые работают на рынках. Например, управляющая компания торгового центра не несет ответственности за своих арендаторов, в то время, как управляющая компания рынка несет ответственность за соблюдение продавцами требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения и так далее. "И это при том, что управляющие компании никакими контрольными функциями не обладают", — заметил замминистра.
Другим необъяснимым ограничением он считает запрет управляющим компаниям покупать оптом товары с целью продажи их на этом же рынке. "На наш взгляд, абсолютно необоснованный запрет, непонятно, почему это существует", — заявил замглавы Минпромторга. Помимо этого, по действующему закону рынки можно отрывать только в соответствии с планом, который утвержден региональными властями. "На наш взгляд, эта норма достаточно коррупционная", — сообщил замминистра.
Он также напомнил, что торговые места могут быть предоставлены на сельскохозяйственных рынках не более чем на три месяца. "Как тогда малому предпринимателю, который производит продукты питания и другие товары и хочет их реализовывать, как ему в этом случае планировать свою деятельность. Тоже большой вопрос", — считает Евтухов.
Проблема незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции обсуждается уже несколько лет. Благодаря усилиям государства был сформирован полноценный инструментарий для эффективной борьбы с незаконным рынком. Однако незаконная торговля продолжает процветать по всей России, включая Приволжский федеральный округ. По различным оценкам, доля незаконного оборота табачных изделий в Приволжском федеральном округе превышает 11%.
В рамках проведения круглого стола планируется проанализировать сложившуюся ситуацию и обсудить, что необходимо сделать для эффективного правоприменения сформированного инструментария по противодействию нелегальной торговле табаком и никотинсодержащими изделиями.
На мероприятии присутствуют представители четырех регионов Приволжского федерального округа. Круглый проводится совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан.
Владлен Максимов - председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»
Поговорим о том, что ожидает предпринимателей в сфере торговли и особенно малый бизнес в 2019 году. Обсудили законодательные инициативы, тенденции и перспективы
6 июня одним из первых мероприятий Недели Российского Ритейла стала стратегическая сессия «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики»