«Разговоры вроде "Давайте поставим фермера Иванова в "Магнит" — это потёмкинские деревни»


2 Сентября 2019
«Разговоры вроде "Давайте поставим фермера Иванова в "Магнит" — это потёмкинские деревни»

Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле «ОПОРЫ РОССИИ»:

— Почему было принято решение о том, чтобы многие вещи в рознице регулировались на федеральном уровне? Понимаю все соображения в пользу того, чтобы передать это регионам. Но мы с вами видим на примере Челябинска, Магнитогорска и других городов: администрация муниципалитета ничего не хочет. Поэтому Министерством промышленности и торговли было принято такое решение. Оно долго обсуждалось. Но главное: определённые вещи должны быть закреплены на федеральном уровне.Это приоритет существования торговых объектов там, где они ничему не мешают. Это создание твёрдых прав: сейчас же даже субаренда стоит под вопросом, а о продаже не может идти речи.

На самом деле, аргументы в пользу того, чтобы дать возможность региональному законодателю широкое поле для творчества, понятны. Но есть специфика налогообложения, и во многих муниципалитетах привыкли поддерживать крупный бизнес или крупный по своим меркам, то бишь, средний, а не малый. Я даже не говорю о коррупционных вещах.... Это всё приводит к тому, что во многих регионах власти ничего делать не хотят. Это системная проблема. И то, что в Челябинске ведётся разговор власти и владельцев киосков — это неплохо, во многих городах даже этого нет.

Что сегодня с законом? Правительство его внесло, но он завис: возражает Совет Федерации, есть вопросы насчёт мобильной торговли. Что будет дальше, я не знаю. Дмитрий Козак (заместитель председателя правительства РФ — прим. ред.) говорит, что правительство перевносить закон не будет. То есть не будет забирать его, редактировать и вносить в новой редакции. Пока в проекте рассмотрения его нет. Допускаю, что эта история затянется. Поэтому правильно взять и написать региональный закон. Когда появится федеральный закон, тогда муниципалитеты и федеральная власть будут разговаривать: в массе сфер народного хозяйства выходят свежие законы и старые законы в муниципалитетах приводят к новому требованию. Небо на землю нигде не упало по этому случаю.

Какие вопросы сейчас самые конфликтные в обсуждении этой темы? Во-первых, никакой возможности по мановению волшебной палочки сказать: «Ладно, всё, киоски закрываем, давайте все на первые этажи». Ну, будем объективны — нет этих первых этажей. Площади на первых этажах просто нет. Потому что место под малые магазины — это 20-30 м, отдельный вход, отдельная витрина и отсутствие лестниц, потому что 30-40% людей не поднимаются даже на 2-3 ступеньки, если у них нет острой необходимости что-то купить.Если голова раскалывается, то за таблеткой, да, я дойду, а так: «Три ступеньки? Нет, я не хочу туда». Вот таких помещений, соответствующих современным требованиям, нет. Разве только в новых домах.

И Челябинск в центре красивый, а на окраинах — советская застройка. То же самое, что и в любом другом городе России. Первые этажи переведены в нежилой фонд, и всё. В 90-е годы продолжали строить все советские проекты. В этих домах, чтобы поставить магазин, надо было перепланировать, ломать всё. Выглядит это всё ужасно. А других помещений нет. Поэтому в чём уникальность НТО для больших городов? В том, что помещение на хороших местах очень дорого стоит. А 20-метровый объект — павильон, киоск — стоит в десятки раз дешевле. То есть ты ставишь то же самое, что-то платишь городу, но у тебя совсем иная маржинальность.

И ты работаешь на этом месте много лет, а потом тебе говорят о «новых предпринимателях», которые якобы должны иметь возможность занять насиженное место. Но смотрите, вот ты приезжаешь за границу. Например, в Лондон. И там под мостом в центре города стоит человек и говорит: «Мы с 1840-го года здесь стоим, ещё мой прапрадед этим занимался». Конечно, какой-то человек из Пакистана или из Индии хотел бы встать на его место. Но нельзя. И что такого в этом? У нас по всему миру так. Нельзя стать просто так таксистом в Париже. Ты лицензию можешь либо купить, либо получить по наследству. Ты не можешь сказать: «Я такой же, у меня машина есть». В Стамбуле такая же история. Да много где. В этом нет ничего страшного, потому что это право превращается в торгуемый ресурс. Я лично не вижу здесь проблем. Другой вопрос, что новые места должны разыгрываться с денежного аукциона. Потому что при других формах они проходят максимально коррупционно.

Да, какие-то места из схемы размещения НТО город убирает вообще. Ну, потерял место — идёшь на аукцион. В чём проблема? Но здесь опять же: что делает муниципалитет, если он не хочет реализовывать принципы, заложенные в законе? Он полностью уничтожает существующую схему. И говорит: «Здесь киоска не будет, вывозим. А будет стоять в 20 метрах отсюда». Получается, как Ленин говорил, по форме верно, а по сути — издевательство.

Политика российского правительства — мы должны развивать малую торговлю ради того, чтобы развивать малые производства. Потому что малое производство не может работать с крупными сетями. Это известно, доказано. Все разговоры о том, что давайте поставим фермера Иванова в «Магнит» — это потёмкинские деревни. Не может он там работать, во всём мире он там не работает, он к этому не приспособлен.  Он может работать с малым реализатором, которому он привозит свою колбасу и хлеб на реализацию. А если мы уничтожаем малые производства, то все разговоры об импортозамещении, всё идёт псу под хвост.

Да, я понимаю раздражение чиновников ко многим представителям бизнеса. Тоже с этим сталкивался. Мне тоже говорили: «Я тут стоял всегда и буду стоять». Наверно это не разговор, но в целом надо стремиться к тому, чтобы окончательно ввести этих людей в правовое поле.

В Ярославле предыдущий мэр объявил много аукционов. И сказал: «Вы ищите места сами. Мы откажем в размещении там, где это невозможно. Но там, где возможно, почему нет?» Это правильный подход. Вот почему пустует 100 торговых мест в нынешней схеме размещения НТО в Челябинске? Потому что их чиновники находят. Нашли там где-то у забора и говорят: «А что, никому не мешает». Вдобавок у нас концепция в крупных городах: малый торговый бизнес нужно располагать там, где нет крупного, чтобы он никому не помешал. Вот на пустыре нет торговли, там стоит два дома. И чиновник думает: «Вот здесь можно разрешить киоск, пусть старухи туда ходят за хлебушком, пропишем в схеме». На самом деле нет ничего страшного в том, что какие-то объекты стоят на потоках крупных форматов. Крупный, средний и малый бизнес сейчас должны сосуществовать.

Колонка написана на основе выступления Владлена Максимова на круглом столе по вопросу размещения НТО в Челябинской городской думе.

Источник: Деловой квартал

Фотоотчет


Возврат к списку