В Торгово-промышленной палате обсудили необходимость ограничений для безалкогольных тонизирующих напитков


10 Августа 2021

5 августа 2021 года, Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с Ассоциацией малоформатной торговли и Ассоциацией СОЮЗНАПИТКИ провели круглый стол на тему: «ЗОЖ и пищевая промышленность: эффективны ли инструменты ограничений и запретов безалкогольных тонизирующих напитков?». В дискуссии приняли участие органы исполнительной власти, представители науки, торговли и индустрии напитков.

Во вступительном слове, модератор совещания Денис Дыбов, Директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ обозначил важность вопроса по обеспечению населения безопасной и качественной продукцией, которому сейчас уделяется особое внимание. В последние годы, ряд индустрий столкнулись с тенденцией необоснованного публичного разделения пищевых продуктов на «вредные» и «полезные». Продукция БТН попала под подобное определение и некоторые регионы ввели или планируют ввести ограничения по продаже БТН. Инициативы таких ограничений имеют сугубо региональный характер и очень важно понять риски, угрозы и их обоснованность.

Начиная обсуждение, Первый Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что на данный момент более 50 субъектов РФ приняли ограничения по продаже БТН. Такое действие явилось результатом отсутствия объективной информации. На данный момент нет единой позиции по регулированию рынка БТН несмотря на существующие исследования. Стоит также отметить, что в этом вопросе, уровень нормативного, федерального, отраслевого и регионального законодательства не соответствует мировым тенденциям.

Мнение производителей выразил Максим Новиков, Президент Союза производителей безалкогольных напитков отметив, что отрасль начала движение в сторону саморегулирования и наложения самоограничений. Часть производителей приняли ряд добровольных обязательств по изменению рецептуры продукции: 2 кодекса, подписанные в 2019 и 2021 году, снижение размера упаковки и ограничение рекламы напитков в СМИ рассчитанной на аудиторию моложе 12 лет. В действующем законодательстве России и ЕАЭС отражены все аспекты регулирования оборота безалкогольных тонизирующих напитков, однако вопрос ограничений по продаже БТН поднимается в отдельно взятых регионах. Подобные инициативы должны приниматься только с привлечением широкого круга экспертов и основываясь на научных данных. От имени отрасли Максим Новиков попросил подключиться к данному вопросу Совет Федерации и выйти с инициативой об оценке фактического воздействия.

«Минздрав Российской Федерации поддерживает все начинания промышленности для улучшения позиции ЗОЖ», - продолжила дискуссию Людмила Летникова, Директор департамента общественного здоровья Минздрава РФ. Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов также включают и уменьшение норм потребления сахара. Летникова пояснила, что в этой работе важно равномерное запрещение продуктов по содержанию сахара и недопустима дискриминация того или иного продукта.

Одним из основных аргументов введения ограничительных мер в отношении безалкогольных тонизирующих напитков считается возможный риск для здоровья лиц младше 18 лет. По мнению Заместителя руководителя проектного офиса, Аналитического центра при Правительстве РФ Анны Бакайкиной, изучение рынка потребления воды и напитков позволяет констатировать, что содержание сахара в БТН не превышает суточную дозу потребления. Доля БТН в суммарном потреблении сахара – это всего лишь 0,1% от всего получаемого сахара, что является абсолютно несущественным. Фактическое потребление сахара не изменится от запретов на БТН, так как основное потребление происходит совсем с другими продуктами, как например, кондитерские изделия. Таким образом региональные ограничения, мотивированные «вредностью» продукта, являются необоснованными. Следует привлекать внимание уполномоченных государственных органов и адресовать этот вопрос в федеральные структуры.

В качестве основного обоснования различных видов запретов приводится аргумент о вреде сахара и кофеина, содержащихся в БТН.  Но кофеин, как вещество, содержится во многих других продуктах, потребление которых никак не ограничивается законодательно.

Представитель научного сообщества, сотрудник ФГБУН «Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии», доктор химических наук Константин Эллер рассказал об исследовании, которое было проведено в 2013 году. Основной задачей которого стало сравнение содержания кофеина в кофеинсодержащих продуктах. По результатам исследования было выявлено, что доза кофеина в чае, кофе и шоколаде гораздо выше, чем в БТН. Таким образом риск от потребления БТН не является существенным и основания, чтобы выделить БТН в группу риска потребления – не было найдено.

Продолжая дискуссию, представитель ритейла, Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов заметил, что вопрос ограничений продажи БТН носит явно дискриминационный характер. В регионах, на прилавках магазинов, можно наблюдать изобилие дешевых продуктов с содержанием большого количества сахара. Тем не менее вопрос о вредности, из-за того же содержания сахара, относят именно к БТН, где его намного меньше. Выступающий отметил, что важно понимать, что данные ограничения негативно повлияют на малый бизнес, у которого оборот от продажи БТН в сезон, может занимать до 10% от общей выручки. Для малого бизнеса – это существенно. Также стоит обратить внимание, что в утвержденных и подписанных Правительством Российской Федерации Правилах продаж, указано о запрещении дискриминации каких-либо продуктов без участия федерального законодательства. Следовательно, есть необходимость вынести проблему на федеральный уровень, выбрав единый орган регулирования.

Поддержал Владлена Максимова и представитель торговых сетей Владимир Ионкин, Заместитель исполнительного Директора АКОРТ – Ассоциации компаний розничной торговли подчеркнув необходимость единого подхода к вопросу ограничений БТН и проведении оценки фактического воздействия. Уже было отмечено, что обилие запретов для легальных участников рынка повышает маржинальность нелегального бизнеса. Более того, подобные законодательные запреты повышают издержки, которые соответственно повышают цену продукта.

По мнению Петра Шелища, Председателя Союза потребителей Российской Федерации любые запреты и ограничения допустимы только в случае, если они установлены Федеральными законами, указами Президента или Постановлениями Правительства. Более того, если научные исследования подтверждают безвредность продукта – аргументы на запреты не убедительны и подобные ограничения нужно рассматривать в Конституционном суде.

Директор Ассоциации производителей питьевой воды в розлив Леонид Нестеренко рассказал, что из-за ограничения продажи БТН в вендинговых аппаратах, взрослая аудитория потребителей лишилась возможности покупать напитки. Стоит отметить, что и эти ограничения введены только в трех регионах, что опять же носит явный дискриминационный характер.

Начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг Федеральной антимонопольной службы РФ Надежда Шаравская напомнила, что законодательно не предусмотрена возможность принятия законов регионами при существовании федерального закона. Для регулирования данного вопроса необходим именно федеральный закон, предусматривающий четкие нормы и ограничения.

В заседании также приняли участие: Заместитель директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ Владимир Скворцов; Начальник отдела развития пищевой и перерабатывающей промышленности Деппищепрома Министерства сельского хозяйства РФ Елена Белоус; Начальник отдела акцизов Министерства финансов РФ Светлана Базанова; Заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования внутренней торговли Департамента развития внутренней торговли Минипромторга РФ Артур Самохин; Председатель Межотраслевого экспертного совета Александр Борисов; Президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов; Генеральный директор Союза участников потребительского рынка Ольга Баранникова и Председатель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

В ходе заседания участники круглого стола обсудили ряд важных аспектов, на которые предлагают обратить внимание экспертам, а также представителям региональных и федеральных органов исполнительной власти. Была особо отмечена важность решения вопроса в законодательной и правоприменительной сферах и принятие единого для всех регионов закона на федеральном уровне.


Возврат к списку