Не курите, да некуримы будете?


1 Ноября 2012

Государственная политика противодействия потреблению сигарет вышла на финишную прямую, но как-то криво.

Наверняка нынешний исторический период будущие российские историки как-нибудь да назовут. Ну, например, «истерический период развития России». Почему-то в последнее время очень многие значимые для общества, для государства дела и решения все больше становятся похожи на какую-то клоунаду. Очередной этап борьбы с курением исключением здесь не стал.

Уже видеобращение премьер-министра на фоне березки выглядит явным перебором. Затем появился всенепременейший главный санитар Онищенко (куда без него), который, назвав Россию Папуасией, заявил, что если Государственная Дума не примет антитабачный закон, то он как гражданин поставит вопрос о ее роспуске». Дума на давление главсанитара, понятно, отреагировала. Член президиума генсовета «Единой России», депутат Госдумы Андрей Макаров со своей стороны предложил отправить в отставку самого главу Роспотребнадзора. «Если до сих пор его заявления можно было объяснить опасностью его деятельности, например, перепил «Боржоми», переел польской говядины или испано-немецких огурцов, то теперь это становится просто опасным», — посчитал Андрей Макаров. По его мнению, заявление Онищенко — симптом очень тяжелой болезни, поэтому он предложил председателю правительства Дмитрию Медведеву отправить главу Роспотребнадзора на психиатрическое освидетельствование. «Мы должны быть убеждены, что среди нас только вменяемые люди, поэтому нужна справка».

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин был не столь категоричен. Он лишь посчитал, что Геннадий Онищенко просто не понимает, что такое правовое государство и как формируются и функционируют его основные институты. («У Геннадия Григорьевича есть пробелы».) Нарышкин выразил готовность по этому поводу с главой Онищенко поработать и дать ему «соответствующие пояснения».

Борьба с курением — вещь общественно важная, и в целом сегодня это общемировая тенденция. Для нас вся стало ясно уже тогда, когда Россия присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. (РФ стала 157-й присоединившейся к конвенции страной.) Для исполнения взятых обязательств правительством была принята Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы и разработан проект Закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

НОВЫЙ закон кроме устрашающих картинок и надписей на сигаретах предусматривает меры по запрещению рекламы табачных изделий и показу процесса их потребления во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, кинохроникальных программах, а также спонсорство табачными компаниями любых культурно-оздоровительных мероприятий. Закон запрещает продажу табачной продукции через нестационарные торговые объекты и стационарные, площадь которых менее 50 метров, выкладку табачных изделий на прилавки. Полный запрет на курение будет введен на всех видах транспорта, в гостиницах, учреждениях, барах, ресторанах и ночных клубах, в подъездах (если только с документально оформленного согласия всех собственников жилья они не создадут специально оборудованное изолированное помещение). Резко будут повышены акцизы на табачные изделия, и, соответственно, резко возрастет стоимость пачки сигарет.

По-существу, особых возражений, даже со стороны злостных курильщиков, быть не должно. Вряд ли найдется хоть один из них, кто пожелал бы стать злостным курильщиком своим детям. К тому же, как уже говорилось, борьба с курением сегодня — это общемировая тенденция. Россия, в общем, повторяет то, что делается везде. Тем не менее свои национальные особенности у нас, конечно, есть. Особенно с точки зрения экономики.

Трудно не согласиться с Дмитрием Медведевым (и тем же Геннадием Онищенко), что в 90-х государство не просчитало все риски прихода на российский рынок крупных иностранных табачных компаний. Наименьшим злом здесь оказалось то, что после этого отечественная табачная промышленность в принципе исчезла. Сейчас, по словам премьера, российский рынок табака поделен между четырьмя транснациональными компаниями. Какими конкретно, он не назвал, но это, видимо, British American Tobacco (BAT), Imperial Tobacco, Philip Morris (PM) и Japan Tobacco (JTI). Вместе они контролируют как минимум половину мирового рынка. К слову сказать, Дмитрий Анатоль- евич в прошлом году, будучи президентом, вручил орден Дружбы народов Пьеру де Лабушеру — президенту и главному исполнительному директору одной из них (JTI) за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Россией.

Легкая сдача России иностранным табачникам объясняется сильным табачным лобби, которое и в девяностых, и в двухтысячных всегда существовало в российских органах власти. (По сути, тоже иностранные агенты.) Здесь стоит вновь вернуться к г-ну Онищенко, который утверждал, что «технический регламент на табачную продукцию», принятый в 2008 году, «по существу, это был законодательно оформленный рабовладельческий строй по отношению к России». Регламент, по мнению главсанитара, был пролоббирован рядом депутатов Госдумы предыдущего созыва, в частности, депутатом «Единой России», некой г-жой Школкиной. В сентябре Онищенко уже предлагал запретить представителям табачного и алкогольного лобби избираться в Госдуму, так как «они занимаются преступным для здоровья людей бизнесом». Поэтому его мысль о полном роспуске Думы в случае непринятия антитабачного закона вполне вписывается в ход его остальных мыслей.

Два десятка лет табачное лобби в Госдуме нейтрализовать не удавалось. В этот раз, видимо, удастся. Благодаря этому смогут поднять голову другие лоббисты. Например, фармацевты. Как пишет по этому поводу пусть и тенденциозный, но, безусловно, интересный российский публицист Михаил Леонтьев (который «Однако» и которого Владимир Путин зовет запросто Мишей), «индустрия борьбы с табакокурением опирается на финансовую мощь и интересы крупнейших фармацевтических компаний. В США, где расходы на лоббирование легальны и фиксируются, фармакологическая отрасль является крупнейшим лоббистом, затратившим на это за 12 лет более 2 миллиардов долларов — вдвое больше, чем весь топливно-энергетический комплекс. При этом крупнейшие американские антитабачные фонды Джонсона, Гейтса и особенно фонд Блумберга основную свою деятельность направляют на развивающиеся страны, включая и Россию. В частности, фонд, основанный мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом, планирует до 2013 года выделить на эти цели 500 миллионов долларов».

Поднимет голову (уже подняло) и лобби крупных ритейлеров. Год назад в Новосибирске проходил посвященный антитабачному закону круглый стол, и уже тогда говорилось о том, что новый закон совершенно открыто и нагло лоббирует интересы крупных торговых сетей. Что главная его цель вовсе не «здоровье населения», а конкретный и жесткий передел рынка. После запрета продажи табачной продукции через нестационарные торговые объекты и стационарные, площадь которых менее 50 метров, вся торговля перейдет в крупные супермаркеты. После этого многие представители малого бизнеса разорятся. В целом, как отмечал на круглом столе президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов, целый ряд последних российских законопроектов странным образом бьет именно по малому и среднему бизнесу. Он и председатель НО ООО «Опора России» Ольга Незамаева вспомнили и о введенных в 2011 году налоговые изменениях и запрете на продажу в киосках и маленьких магазинах алкогольной продукции.

Новый антитабачный закон ударит не только по свободе предпринимательства, но и по свободе прессы. На том же круглом столе гендиректор агентства «Экспресс» Денис Крылов отметил, что запрет продажи сигарет в нестационарных газетных киосках если и не приведет к их полной гибели, то структура агентства сократится примерно наполовину. Это, соответственно, снизит объемы продаж прессы и сократит тиражи.

Сразу же после видеобращения к народу Дмитрия Медведева коалиция киоскеров разместила в центральной прессе свою антирекламу: «Нам уже запретили продавать пиво. Теперь хотят запретить продавать табачные изделия». После ввода антитабачного закона в действие киоскеры обещают правительству 174 тыс. закрытых киосков, полмиллиона новых безработных и миллионы недовольных покупателей.

Может, все будет не так глобально, но это действительно проблема. В Европе, кстати, на которую мы вроде бы равняемся, продажей сигарет (и газет) занимается именно малый бизнес, в крупных супермаркетах сигарет не купить. Если уж быть до конца последовательным, надо было запретить продавать табачные изделия в магазинах площадью не менее, а более 50 кв. м.

Противники антитабачного закона рассуждают о свободе выбора и об их личном праве курить или не курить. Есть такая либертарианская идея, что человек — единственный хозяин своего организма и вправе разрушать его любыми доступными способами. Табаком, алкоголем или наркотиками. Но либертарианцы также говорят, что и функции государства это не более чем функции «ночного сторожа. Утопия. Государство, как не крути, и Ленин с Марксом тут правы, это аппарат насилия. Другое дело, что если судить по Европе, жесткие насильственные антитабачные меры не дают, как хотелось бы законодателям, быстрых результатов. Я только что приехал из Франции. Последний раз был там 12 лет назад, как раз в начале реализации антитабачных мер. Тогда бросалось в глаза, что на улицах свободно курили только старые француженки, сейчас с сигаретами ходит много молоденьких девушек, которые 12 лет назад еще учились в начальной школе. Европейская антитабачная политика (как и та же мультикультурная) явно не срабатывает. Что-то в ней не то. По свидетельству многих выезжающих за границу, в Европе идет даже своеобразный откат. Например, в Греции, Германии уже нет полного запрета на курение в кафе и ресторанах, какой был в самом начале. Там сейчас малый бизнес сам решает, будет ли его заведение курящим или некурящим. Многие пункты антитабачного законодательства не соблюдаются и в Италии.

Вообще говорить о том, что Россия самая курящая страна в мире, и что самыми курящими странами являются самые экономически неразвитые, я бы не стал. Статистика — вещь противоречивая. В южных странах Средиземноморья курят, видимо, не меньше, чем у нас. А вот, скажем, в таких не очень богатых странах, как Нигерия, Сальвадор, Гана, Афганистан, Эфиопия, курильщиков единицы процентов. А, скажем, на совершенно неизвестном нам острове Мадагаскар их 0,1 процента от всего взрослого населения.

Да, антитабачные законы — это, конечно, не панацея, но что взамен? Таблетки, которую бы принял и сразу бросил курить, пока не придумали. В этой ситуации остается надеяться, что рано или поздно жесткие законодательные и для трети населения непопулярные меры принесут свои плоды, и что хотя бы наши пусть не дети, а внуки не узнают вкус сигарет.

Ну а так как уже писалось вначале, антитабачная компания в России — процесс веселый, то по ее поводу в народе и Интернете ходит много шуток. Приведу одну от «Квартета И». (В «Новой Сибири», увы, мода такая, цитировать то старые анекдоты, то Высоцкого, то Пелевина, то «Квартет И»): «А представляете, приходишь в ресторан, а мэтр говорит: — Извините, у нас места остались только в зале для нетрахающихся. — Ну, здравствуйте! А если нам захочется потрахаться? — Ну, подойдете к барной стойке, там можно».

Виктор Черников, Новая Сибирь

Источник: News.novo-sibirsk.ru


Возврат к списку